Алексей Караковский:
«Открытая граница» — очень светлый и оптимистичный альбом. В моём понимании его основные темы — любовь и свобода. Более того: этот альбом специально делался так, словно нет войны, словно мы над ней. Больше таких работ мы пока не планируем (ну то есть, нет чётких намерений, кто знает, что будет дальше). И вообще, наверное, будем его вспоминать с ностальгией, как полноценный дебют новой творческой формации.
Тут много и старых, и новых песен. Из девяностых пришли «Бродяги» (1993), «Камень на камушке» (1994), «Ты звонила» (1995), «Песочные часы» (1998), «Rue Marcadet» (1999), «Рыба на сковородке» (2000). В 2023 году были написаны Олины «Похожая на мальчишку», «Любовь и космос», «Две птицы», а также мои «Аллергия», «Дерево горит», «Что-то произойдёт» и «Острова» (её я посвятил жене). Выбор песен был несложным, мы просто решили сыграть то, что подошло под настроение.
Война — дело старцев и импотентов. Возможно, поэтому на альбоме несколько раз возникает тема поиска в себе внутреннего ребёнка — как минимум, в песнях «Песочные часы», «Rue Marcadet» и особенно «Похожая на мальчишку». В противовес душевному теплу — тема холода («Метель», «Холодно», «Две птицы»). Мы не задавали себе никакой концепции и тематики, но, выходит, альбом получился более философским, чем обычно. Хоть мы и попытались всех обмануть, специально начав альбом с самых простеньких тем.
Это был первый альбом, где Происшествие настолько заморачивалось композицией, что я даже потактовые схемы песен рисовал, объясняя, где что происходит. А потом Миша Ашихмин сыграл так, что каждая схема не просто ожила, но стала раза в два плотнее.
Разгрузив партии ударных, мы услышали преимущества более тихого звука. Уже после записи альбома у нас появилась флейта, которая часто звучит одновременно с саксофоном. Так что на очереди разгрузка гитары, при таком насыщенном инструментале она должна едва обозначаться.
В альбоме много рок-н-ролльного рубилова, когда все инструменты наваливаются вместе. Это от радости, что у нас появился сыгранный состав! А если серьёзно, в дальнейшем будем точнее структировать аранжировки по долям. Реально, позитивные эмоции очень уж зашкаливали.
Экспериментальная панковская «Аллергия» — самая любимая песня у меня на альбоме, словно она сбежала из «Виктимологии» или из ещё не записанного нами альбома «Краснопролетарск». И ещё нравится фолковая песня «Дерево горит», отсылающая к ветхозаветному образу «Неопалимой Купины». А вообще на альбоме получился очень ровный набор песен — все примерно на одном уровне, без явных провалов и явных хитов.
В целом, вторая попытка сыграть джаз-рок Происшествию удалась значительно лучше, чем первая. Первую никто особо и не слышал, слава Богу. В 1999 году в группу пришёл саксофонист и клавишник Николай Зайцев. А все остальные участники — ушли. Мы смогли записать примерно час музыки. Это было лучше чем всё, что было сыграно Происшествием до этого. Но после этого группа распалась на шесть лет. И я всё пересобрал заново. И продолжаю это делать. Если перестану пересобирать, группы не будет снова, но уже, видимо, окончательно.
Кому-то альбом не понравится, но у нас такая группа, которая не должна всем нравиться. Точнее, она должна нравиться единицам. Это нормально.
Ольга Терещенко:
Не знаю, как описать мои чувства в связи с выходом нового альбома Происшествия «Открытая граница». Так что просто расскажу о своём участии в этой работе.
В апреле 2023 года Дядя Лёша — Алексей Караковский — позвал меня на студию помочь закончить запись другого альбома группы — Один раз для меня шёл снег. Это был мой первый опыт студийной работы. Тогда мне было поручено сочинить и спеть бэки в двух песнях. И я справилась с этой задачей, кажется, неплохо, особенно для первого-то раза.
А после этого Лёша позвал меня петь в группе бэки на постоянной основе, и на студии, и на концертах. Поначалу я вообще не понимала, что делать, потому что я музыкант-одиночка, привыкла петь свои песни, буквально закрыв глаза, не глядя вокруг вообще. А тут яркий перформанс, много инструментов, слушателей полный зал, совершенно другой опыт. Но я быстро освоилась, за несколько месяцев. А после поездки в Сибирь в августе 2023 года неожиданно для себя и коллег стала сочинять песни не под гитару, как раньше, а под фортепиано. И в этот же момент мы решили попробовать репетиции с клавишами в группе.
В альбоме «Открытая граница» есть несколько моих песен, которые Алексей внезапно взял в группу. Внезапно для меня, потому что я привыкла как-то всё одна, мне всегда было так комфортнее и понятнее. А тут коллектив. И они играют мои песни, поют бэки, придумывают партии. Это совершенно непередаваемое чувство счастья от сотворчества.
А ещё за последний год я сочинила большое количество партий для пианино и голоса под чужие песни — в данном случае под песни Алексея Караковского. Такого опыта я раньше тоже не имела. Короче, это очень большой шаг в моём личном развитии, как музыканта. И я очень благодарна всем ребятам, участникам группы:
Алексей Караковский — автор песен, гитара, вокал, бэк-вокал
Михаил Гусман — бас-гитара
Михаил Ашихмин — саксофон, вокал в песне Что-то произойдёт, партии ударных (!) на студии
Алина Зверева — флейта (в записи альбома пока не участвовала, но блестяще играет с нами на концертах)
Дмитрий Урюпин — перкуссия, ударные — в записи альбома принять участие не успел, но уже играет с нами на концертах
Ольга Терещенко — автор, фортепиано, вокал, бэк-вокал
И самое главное: запись, сведение, магия, мастеринг — Янис Сурвило, бесменный магистр звукозаписи большинства альбомов Происшествия.Песня «Бродяги» написана Александром Елагиным, исполнила её я. Поначалу она мне не нравилась, если честно. Но после всех манипуляций на студии песня стала звучать очень ярко. Александр Елагин — никому не известный выхинский рок-бард, друг Лëши, игравший квартирники, умерший в молодом возрасте. Его песню случайно нашли на школьном любительском видео 90-х годов и решили аранжировать для альбома.
Песню «Метель» сочинил Лёша, а спеть доверил мне. Остальные песни, которые пою я, сочинены мной. Все песни, которые поёт Лёша, сочинены им.