Итак, московские клубы девяностых-двухтысячных — исчезнувшая цивилизация, в своём роде.

«Диалог». Культурный центр, в котором продавали книги и демонстрировали видеофильмы о рок-музыке, находился на Таганской улице с конца восьмидесятых по 1993 год. Во время октябрьских событий клуб перевели в опустевшее здание Таганского райкома комсомола, летом 1995 года, по словам Дмитрия Бебенина, задвинули вглубь района на первый этаж панельного жилого дома, а вскоре и вовсе закрыли. Тем не менее, я успел там побывать и купить что-то из книг.

«Улица Радио». Легендарный московский рок-клуб, открывшийся 19 февраля 1994 года в здании Московского дома любителей книги на Старой Басманной, был создан музыкантами одноимённой группы и просуществовал чуть более года, став легендой. Спустя десятилетие один из организаторов «Улицы» Михаил Гуляев создал клуб «Археология», сыгравший большую роль в моей музыкальной жизни.

«Sexton Fo.Z.D.». Этот клуб получил своё название от названия бара в Западном Берлине и аббревиатуры «Фонда Загубленного Детства». Основали его московские байкеры и металлисты в кафе «Отрадное» (в народе «Отрыжка») в 1990 году. На открытии нового помещения у метро «Сокол» был сам Владимир Жириновский! В клубе выступили, наверное, все звёзды русского рока, включая таких хрупких женщин, как Ольга Арефьева и Рада Анчевская. Репутация у клуба была невероятно скандальная. Массовые драки заканчивались схватками с милицией и ОМОНом. Во время концертов сцену от зрительного зала отделяла решётка.

В январе 1995 года «Sexton Fo.Z.D.» устроил под предводительством Владимира Марочкина и президента клуба Олега Абрамова сожжение на костре чучел российских попсовиков, включая, как ни странно, Бориса Гребенщикова с Юрием Шевчуком. Игры с огнём до добра не довели: уже в марте клуб сгорел дотла. Деятельность Фонда загубленного детства продолжалась до 2000 года. Впоследствии «Sexton» был воссоздан на территории Байк-центра в Мневниках, где существует до сих пор.

«Клуб им. Джерри Рубина». Некоммерческий анархистский клуб, основанный в 1992 году Светланой Ельчаниновой — первоначально на улице Вавилова. При переезде на площадь Хо Ши Мина в январе 1994 года менял название на «Хо Ши Мин». Собирались там, в основном, панки. Существует до сих пор, оставаясь символом DIY-движения, но принял более хипповский оттенок. В девяностые годы, в отличие от Гусмана, я не знал о его существовании, так что мы присоединились к движухе только в 2015 году. К несчастью, в 2021 году Светлана Ельчанинова умерла от ковида. После этого деятельность клуба поддерживал саксофонист «Происшествия» Тимофей Ляховский, но всё это привело к тому, что и клуб ушёл в небытие, и Тима, надорвавшись, покинул группу.

«Даймонд». Дмитрий Бебенин: «Старый ДК между Сокольниками и Преображенкой, приспособленный для рокерских нужд. В 1996-1997 годах славился своими специализированными рок-н-ролльными вечеринками, где играли Мистер-Твистер, Офф Бит, Стики Фингерс и пр. К 1998 сделал крен в сторону панков, альтернативщиков и пионер-металла, потерял нить и загнулся». Многие вспоминают, что в этом клубе был уникальный, славящийся на всю Москву туалет — унисекс без дверей с водой по колено.

«Форт-Росс» (Моссельмаш). Дмитрий Бебенин: «Опять-таки, старый ДК (одноэтажный, похожий на промышленный гараж), приспособленный под рокерские нужды. В середине-конце 90-х дико аццки обслуживал нездоровые интересы Корпорации Тяжёлого Рока, например, предоставляя свои площади под фестивали «Железный Марш» и «Трэш Твою Мать» и т.п.».

«Р-клуб». Клуб был основан Александром Трофимовым в 1995 году на улице Талалихина как постоянное место для выступлений металлических групп, но уже скоро на сцене стали звучать все направления рок-музыки. В феврале 1996 года в клубе проходил седьмой Фестиваль Надежд, проводившийся тогда Фондом загубленного детства. В 1999-2006 годах «Р-Клуб» располагался на Тульской. После окончания очередного сезона был закрыт на ремонт, но так и не открылся вновь, а Трофимов через три года стал руководить клубом «Каста», который, впрочем, тоже просуществовал недолго.

«Ю-Ту» (сокращение от «Южного Тушино», где он находился). Филиал «Р-клуба», открывшийся в конце 1998 года в кинотеатре «Балтика». Как и в «Р-клубе», состав музыкантов там был крайне разнообразный (особенно засветились панки и металлисты), а публика была, в основном, местная. Однажды в 2000 году я приезжал туда на концерт Дениса Мосалёва, Александра Вербинского и Руслана Ибрагимова, но как тогда называлась их группа, я уже не помню. После ухода Трофимова клуб вёл убогое существование, окончательно закрывшись в 2009 или 2010 году.

«Nе Бей Копытом». Этот клуб часто переезжал с места на место, пройдя путь от Текстильной Академии на Шаболовке в 1993 году до закрытия в 1998-ом на Проспекте Вернадского. Я был там на концерте Ольги Арефьевой и Петра Акимова, когда клуб располагался на Измайловской — то ли в 1996, то ли в 1997 году. Обстановка в клубе была похожа на «секстоновскую» — на грани драки. Впоследствии я прочёл у Арефьевой:

Именно на этом концерте, напоминавшем вавилонское столпотворение, меня, только что прибывшую со студии и вышедшую на минуту из набитой людьми гримёрки в зал, чтобы попытаться (безуспешно) сдать шубу в переполненный гардероб, не хотел пускать обратно и ударил небейкопытовский охранник. «Ночные волки» разбили ему за это нос и заставили извиниться — так и помню страшное зрелище, как он размазывает по носу кровь и вдавливает из себя «извините». Я при этом была довольно домашней девочкой, которой из средств самообороны известны одни слёзы, и только про себя удивлялась, куда же это я родилась.

«Tabula Rasa». Это заведение отличалось претензиями на элитарность, что не спасало его от частых переездов и явного недостатка клубного духа. В 2010 году клуб занял помещение в печально известном ДК на улице Мельникова, захваченном в 2003 году террористами, а вскоре и вовсе прекратил своё существование. Но я всё-таки успел выступить там пару раз.

«Свалка». Клуб на Профсоюзной улице с баром и бильярдом, работавший приблизительно в 2001-2007 годах. Отличался необычным дизайном интерьера: в полу были вмонтированы люки, перед туалетом висел светофор, посередине столов были установлены автомобильные рули. Программа были демократичная и объединяла все направления от панков до попсы.

«Матрица». Дмитрий Бебенин: «Смешное заведение где-то в районе Китайгородской стены, где я бывал один-единственный раз в 2002 году. Уникальный клуб, где все помещения, кроме сортира, находились в подвале, а сам сортир имел зеркала с оптическим эффектом, позволявшим наблюдать себя в неперевёрнутом слева направо виде. Также туалетная тема прослеживалась в коридорных светильниках, сделанных на базе писсуаров».

«Перекрёсток». Единственный андеграундный клуб, созданный не рок-музыкантами, а бардами — в далёком 1985 году. С 1994 года в «Перекрёстке» имелась возможность устраивать электрические концерты, но акустические выступления практиковались чаще. Из рокеров там выступали Ольга Арефьева, Сергей Калугин, «Зимовье зверей», «Телевизор», Наталия Медведева, «Ночные снайперы» и другие. Играл там и я. Клуб находился в подвале недалеко от метро «Сокол», как раз напротив ДК МАИ.

«Форпост». Появился на базе детского клуба «Форпост», основанного в семидесятых годах. В 1984 году молодой музыкант Алексей Яковлев попытался закрепиться там со своим объединением «Арс», но безуспешно. В 1990 году в клубе был записан первый альбом известной коломенской группы «Адо», после чего в течение двух лет шли концерты, участниками которых были все тогдашние звёзды. Потом в помещении провалился гнилой пол. Начался ремонт, растянувшийся из-за безденежья на четыре года. В 1996 году под руководством Яковлева клуб открылся заново и наиболее продуктивными оказались именно последовавшие восемь лет. После потери помещения клуб ещё год пытался мыкаться по другим сценам, устроил концерт «Год без Форпоста», на чём его история закончилась. Интересно, что в конце десятых годов «Форпост» открылся заново как детский клуб и не имеет никакого отношения к рок-андеграунду.

«Надежда». Дом культуры инвалидов на Саянской улице, проводивший под руководством Александра Синяевского (группа «Похоронный оркестр») в 1997-1999 годах и, возможно, позже крупные концерты в атмосфере укура и угара, на которых играли все, кто был в состоянии держать в руках инструменты, плюс вездесущие Вий и Умка (именно на её концерте в ДК «Надежда» я придумал стёбную «Поэму о сейшене»). Дмитрий Бебенин: «Я выступал там один раз в составе Лесных клаподастеров, и судя по записи, мы звучали чудовищно, но произвели фурор, как Beatles в Гамбурге — очевидно, потому, что на нашем выступлении можно было проснуться, и/или обойтись без дудки».

«Зеркало», клуб авторской песни (Раменки). Бывший ДК в спальном районе. Концерты там проводились пару лет, начиная с 1999 года (в основном, бардовские), но если приезжали рокеры, то обстановка становилась близкой к тому, что творилось в ДК «Надежда». При этом «Зеркало» было информационным партнёром «Перекрёстка» — это выражалось в том, что они вешали друг у друга свои афиши.

«Неформат». Дмитрий Бебенин: «Клуб занимал помещение какой-то очередной «творческой студии» на первом этаже одного из сталинских домов по левой стороне Кутузовского близ Парка Победы. В 2000-2001 году пытался создать фонотеку неформатных групп и исполнителей. Фонотека собиралась на кассетах из демок, настрелянных по всем прочим клубам (я с удивлением обнаружил там собственную демку, принесённую как-то в «Форпост»). Для прослушивания и копирования использовались 2-3 двухкассетных бумбокса с наушниками. Выступавшие там команды, которые я там застал, отличались крайней степенью депрессивности и криворукости. Даже удивительно, что настолько унылое образование вообще просуществовало пару лет».

«Полнолуние». Дмитрий Бебенин: «Эдакий подражатель «Форпоста» на Большом Каретном. Задумывался с некой претензией на «духовность», на деле отличался весьма унылым говнарством репертуара. Имел чилл-аут с мягкими подушками и использовался также для разных наркоманских дискотек. Наблюдался с 1999 по 2001 годы, дальнейшие следы потеряны».

Кроме упомянутых клубов вспоминаются «Контакт» (Химки), «Алябьефф», «Пилот» (ул. 1905 года), «Остров» (Авиамоторная), «Второй этаж» (Цветной бульвар), «Оракул божественной бутылки» (Третьяковская), «Бункер» (Тверская ул.), «Два Льва» (Ст. Басманная), уже упоминавшийся «Дебаркадер» (Парк Культуры), «Белый Таракан», «Птюч», «Вереск» (пер. Обуха, потом Арбат), «Бедные Люди» (Б. Ордынка), «Апшу» (Третьяковская). Про некоторые клубы вообще уже не осталось никакой информации.