Хочу в конце года подвести итоги под тем, что можно было бы назвать нашим музыкальным маркетингом. Зрителям, наверное, эти наблюдения не очень интересны, так что пишу, в первую очередь, для коллег — музыкантов и продюсеров.
Многие музыканты жалуются, что им сломал посещаемость концертов ковид. У нас такого не было, зато нас грохнул 2022 год. Аудитория раскололась, частично уехала, помню концерт, на котором было 5 человек. Традиционный шляпный вход стал не эффективен. В то время мы неплохо зарабатывали на стороне, и прибыль от концертов нас не сильно интересовала, но мы ждали хотя бы выхода в ноль, это было психологически важно. Короче, ситуация возникла крайне некомфортная. Мы протестировали несколько маркетинговых стратегий и решили, что эффективнее всего сделать следующее:
1. Установить единую плату на все концерты. Выбрали сумму 1000 рублей — по примеру ближайших друзей и партнёров (Юля Теуникова, Паша Федосов, Игорь Лазарев и др.).
2. Продавать билеты по предоплате за 30-40 дней, а не только на входе, как раньше.
3. Сделать бесплатный вход для студентов и школьников везде, где это возможно (учитывая, что в моих музыкальных проектах много молодёжи, это было логично).
4. Сделать бесплатный вход для всех, кто по разным причинам не может заплатить (по факту таких людей мало, но мы всегда готовы войти в положение).
5. Мы пригласили в фотографы нашу любимую Киру Бычкову — и это, на самом деле, чуть ли не главное. Теперь после каждого концерта можно видеть красоту!
6. Поскольку у наших песен сложный контекст, в течение пары лет был разработан сайт группы https://proishestvie1994.ru, который говорит о нас значительно больше, чем мы.
Что произошло дальше? 2023 год был потрачен на формирование нового состава группы (этот процесс закончился совсем недавно). В 2024 году произошёл предсказуемый спад — на наши концерты перестали ходить те, кого не устраивали наши правила или изменившаяся музыка. А вот в 2025 году публики значительно прибавилось. Мы стали получать достаточно большую прибыль, которую, в основном, тратим на организацию гастролей и мерч. Сейчас копим деньги на студийную запись и декорации. Может быть, сумеем выйти на организацию собственного опен-эйр фестиваля.
Главное, что я понял: в андеграунде нет смысла отказываться от всего во благо публики, она все равно этого не оценит. Нужно соблюдать баланс. Нужно получать деньги, которых хватит, чтобы продолжать свою дело. Нужно не бояться рискованных экспериментов (чайный квартирник с Гусманом, Андеграунд-шоу — как раз из серии таких). Нельзя понравиться всем, но можно делать непохожие концерты.
Но то, о чём я сейчас говорю, это никакое не достижение, это база. И то мы к ней поздновато пришли, надо было раньше (честно говоря, помешали мои анархо-коммунарские взгляды). Поскольку сейчас у нас упали заработки по основным видам деятельности, я думаю, пришло время идти за деньгами в профессиональную музыку, а андеграунд оставить как чисто творческую площадку, какой собственно он для нас всегда и был.
