
Блогер Марья Андреева прокомментировала альбом «Происшествия» «Дьявол и Господь Босх»:
У двух невероятных музыкантов вышли недавно новые альбомы. Все, конечно, обсуждают Нойза*. Его слепок чувств этого периода довольно точный, но всë же чувствуется в нем эмиграция. Я тут молочный, говорит, я не коренной. Материал популярный, обсуждений много, плюс сам Иван с некоторых пор выпускает тексты, раскрывающие те смыслы, который он как автор туда закладывал. Спасибо дорогому СК, не выкупившему иронию трека 2018, кажется, года. Для таких прямолинейных людей теперь есть объяснения, которые порой сами по себе трогают меня до глубины души. Отдельный мотив альбома, который хочется выделить, — осуждение преступлений, называние действий своими именами. Жëсток Нойз, но имеет право. Продолжать воевать против Левиафана — это нужно стальные яйца иметь, я вам скажу. Крепче бы не было этих гвоздей. Да и эмиграция куëт характер не слабее колорадских жуков на картохе.
А вот Алексей Караковский пишет об эмиграции внутренней, о способах выживания для тех, кто остался. Тут довольно много полезного материала, нам стоит присмотреться. Самое, наверное, светлое — это напоминание, что не мы первые ходим по тем граблям, а значит есть релевантный опыт. Предыдущие поколения исследователей внутренней Монголии оставили много талантливых инструкций в виде текстов, картин и музыки. Караковский выдает дивную рефлексию страха тюрьмы и несвободы, жажду протеста и предлагает любовь как рецепт примирения этих двух незаконных чувств. Как тот самый нойзовский повод для радости. Вообще, света и любви, даже надежды в «Дьяволе и Господе Босхе» гораздо больше, чем у Ивана. Подозреваю, что христианство, которое живет и прорастает в Караковском — действительно укрепляет пасхальные надежды и дает больше внутренних опор «в глухонемой многоэтажке, где молчит моя страна» (цитата из песни «Летучая рыба», 2023). Стальные яйца тут однозначно мешают и не являются адаптивной стратегией, это мы на могиле Алексея еще поняли (а узнали это вообще во младенчестве). Другой, выживший Алексей напоминает о многовековой практике эзопового языка, в котором нет равных русскому автору. Так что все тексты, конечно, написаны о религиозных войнах в Европе, повторяйте базу, чтобы выкупить.
*по мнению министерства юстиции является иноагентом.