Алексей и Александра вовсю работали над панк-группой «Ложные показания», когда внезапно поняли, что раскрытие исторической тематики требует погружение в фольклор. Вскоре было написано несколько песен на свои стихи и стихи поэтов, бывших в заключении в 30-50-х годах. По первоначальному плану, группа должна была включать Тимофея Ляховского.
Алексей Караковский, запись в дневнике от 2 августа:
Вчера мы с Александрой Ластоверовой и Тимофеем Ляховским задумали создать цикл песен, посвящённый узникам ГУЛАГа. Музыка будет наша, а стихи — преимущественно, тех поэтов, которые там сидели. Впрочем, несколько текстов, вероятно, будет и за нашим авторством. Мы думаем, по жанру это будет акустический рок, возможно, немного близкий к бардовской песне и фолк-року. Мы также надеемся найти оригинальные народные песни о тюрьме и каторге, благо Тимофей шарит в фолькоре. Александра будет основной вокалисткой, мы с Тимофеем обеспечим многоголосье там, где оно потребуется. Я сыграю все гитары, а Тимофей — все духовые (кларнет, флейта). Очень надеюсь, что удастся найти денег на запись этого проекта и сделать презентацию в подходящих для этого местах — например, в Музее истории ГУЛАГа в Москве или в Сахаровском центре.
Уже 4 августа была проведена первая репетиция на берегу Москва-реки. Прошла она без Тимофея, так как у него оказались другие планы. Там же стало понятно, что стилистика группы близка к дворовой, бардовской песне, с элементами фольклорных традиций.

Алексей Караковский, в пресс-релизе:
Так получилось, что я всю жизнь пишу песни об истории страны, которые исполняю обычно с рок-группой «Происшествие». Летом 2021 года, решив попробовать себя в жанрах бардовской песни, городского романса и фольклора, я взял в руки мандолину и предложил поработать вместе музыканту и поэту Александре Ластоверовой. Первая репетиция состоялась на набережной в Нескучном саду. Тогда мы не думали, что у нас получается новый музыкальный коллектив, и название ему подобрали не сразу. Ансамбль «Сад Мандельштама» – это отчасти в честь Осипа Мандельштама, отчасти в честь скверика возле памятника Осипу Эмильевичу, где мы не раз проводили поэтические чтения. Возможно, москвичи нас упрекнут, что раньше так называлась Усадьба Трубецких в Хамовниках – в честь совсем другого Мандельштама, педагога и комсомольского активиста. Но нам захотелось сохранить вышедший из употребления топоним.
Тематика альбома, который мы назвали «Белая ложь», следовала из наших предыдущих работ – Гражданская война, годы репрессий, Вторая мировая война. Чтобы рассказать чужие истории своими словами, пришлось обратиться к фондам Музея современной истории России и Музея истории ГУЛАГа. В результате, кроме собственных песен, мы положили на музыку собранные подвижником и поэтом Семёном Виленским стихи поэтов-заключённых – Светланы Шилиной, Марии Терентьевой и Надежды Надеждиной; книгу Виктора Стрелкова нам передал его сын. Ещё нам показалось уместным использовать в качестве эпиграфа стихотворение Владимира Бурича, который не был репрессирован, но был свидетелем эпохи.