В сообщении из блога Алексея, датированном 9 января, впервые прозвучило обоснование новой электронной программы "Происшествия". Это имело далеко идущие последствия для стилистики группы, но тогда показалось лишь смелым экспериментом.
Буквально 3 января у меня возникла творческая идея, заключающаяся в том, что группа «Происшествие» может обойтись вообще без барабанщика. То есть, партии ударных специально сочиняются и записываются нотами под каждую песню; также туда добавляется бас и местами синтезатор, который либо проигрывает соляки, на которые у нас не хватает рук, либо создаёт дополнение/замену к основной партии клавишных, либо частично дублирует бас. То есть, на выходе мы получаем плотную ритмическую подложку, поверх которой можно полнее реализовать соляки, голоса, потому что руки развязаны, и не нужно делать фоновое заполнение. В конце концов, мы никому не обязаны придерживаться устоявшегося формата — вдруг так получится интереснее.
Минус этого решения очевиден: музыка становится ощутимо механистичнее (что в нашей ситуации можно компенсировать только большим количеством живых инструментов). Но плюсы мне показались более существенными: а) можно полностью выстроить и контролировать партию ударных; б) песни приобретают задор, драйв и местами танцевабельность; в) можно регулировать громкость ударных так, чтобы читались слова; г) мы приобретаем мобильность и можем выступать в электрическом варианте на сценах, где нет ударной установки; д) в дальнейшем это сильно упростит запись нового материала на студии.
За несколько дней я умудрился написать 15 аранжировок к нашим песням и провести первую репетицию в таком формате — в силу обстоятельств, вдвоём с Ольгой, без духовой секции. В целом, эксперимент себя оправдал — звук получился интересный и плотный. Но есть важное концептуальное противоречие, которое только предстоит ещё разрешить. Дело в том, что существует только два подхода: либо делать электронные ударные неотличимыми от живых, либо ощутимо электронными.
Плюсы «живых» ударных:
Это полностью в нашей стилистике
Это традиционно для рок-музыки в целом
От нас ждут именно этого
Плюсы «электронного» подхода:
Это соответствует нашим скромным ресурсам
Это открывает поле для экспериментов (особенно в будущем альбоме «Краснопролетарск»)
Какую стратегию выбрать, вопрос сложный — поймем, видимо, со временем, в результате репетиций. Пока есть желание «оживить» ударные в старых песнях, где это стилистически значимо, а в новых песнях практиковать «электронный» подход. При этом новые песни как-то сами собой получаются ещё и более припанкованными, чем это было в последние годы.
Первое выступление в новом формате пройдёт 16 января в «Цеппелине» с духовой секцией. 26 января в магазине «Дом культуры» мы, наверное, выступим по-старому в формате трио (я, Оля Терещенко, Миша Гусман). Дальше сделаем длительную паузу, чтобы Миша Ашихмин нормально вылечился, а Алина Зверева вернулась домой со студенческих каникул.