Рубрики:

Альбом "Чёрные маки свободы" стал чем-то особенным ещё до выхода. Во-первых, он издан компанией "Отделение Выход", хорошо известной в мире российского музыкального андеграунда. Во-вторых, после того, как группа исполнила песни из него на фестивале "Дивные берега" и Лесном сходе Академии вольных путешествий, аудитория коллектива стала расти как на дрожжах, и концерт в честь 42-летия Алексея Караковского едва смог вместить всех желающих.

Алексей Караковский, дневниковая запись от 1 апреля 2020 года.

Я знаю, название «Чёрные маки свободы» и красно-чёрный окрас обложки вызывают ассоциации с анархизмом — тем более, что мы и есть анархическая рок-группа. Но на самом деле замысел совсем другой. Мак в большинстве культур ассоциируется со сном. Чёрный цвет — со смертью, но мы рассматриваем эту символику не буквально, так что речь идёт о духовном прозрении после длинного-длинного сна, похожего на летаргию. В альбоме настолько много песен о странствиях и о духовном поиске, что становится ясно: это одно и то же. Но что из этого тебя разбудит, а что отравит и введёт в кому, неизвестно, и надо пройти этот путь, не ошибившись в выборе.

Честно говоря, мне нравится этот альбом и эти песни. Они появлялись как-то не торопясь, из путешествий автостопом, поездами, городскими видами транспорта, из книг, старых пластинок и кассет, хипповских коммунн, разговоров ночью на кухне, из священных книг, трактатов духовных учителей, из разговоров с детьми — и вопреки всему этому тоже. Почти у каждой песни здесь есть своя история. Я закрываю глаза — и легко представляю японский грузовик, в котором еду по горной местности в Приамурье. Или храм в деревне Филяндино Владимирской области, куда я ездил со своим другом Митей Лихачёвым (три его песни можно услышать на этом альбоме) — давным-давно, ещё до «Происшествия».

Сейчас мне 41 год. Много потеряно, много приобретено. Я не знаю, что впереди, но меня это не беспокоит. «Смерть — это лишь остановка в конечном пункте твоего тела, отбрось свою жизнь, как отрубленный хвост, не стоит грустить о ней» — и то, что я цитирую эти строки в разгар карантина, ничего не меняет. Больше всего я хочу, чтобы мои любимые люди воспринимали жизнь так же спокойно, как и я, достигая всё новых и новых целей на карте странствий. Поэтому мы с ребятами и записали этот альбом. Слушайте — и странствуйте.

АЛЕКСЕЙ КАРАКОВСКИЙ — О ТОМ, КАК ПРИДУМЫВАЛСЯ И ЗАПИСЫВАЛСЯ АЛЬБОМ «ЧЁРНЫЕ МАКИ СВОБОДЫ».

Этот текст был написан к презентации альбома, когда спустя полгода он вышел на CD в компании «Отделение Выход».

В 2012 году я расстался с женой и, покинув родной дом, уехал в полную неизвестность — а точнее в Самару, где я начал новую жизнь с небольшого творческого отпуска. По вечерам я гулял по набережной Волги, общаясь с друзьями на исторические и философские темы, а учитывая, что основными моими собеседниками были поэты Георгий Квантришвили и Константин Латыфич, разброс времён и пространств доходил до поистине впечатляющих масштабов. Как-то вечером после одной из таких прогулок у меня родилась новая песня под названием «Кочевник», где я попытался примириться с судьбой бродяги, на которую сам себя и обрёк, не видя другого выхода в жизни. Нетипичный для меня речитатив объяснялся комично: дело в том, что нас с Викой Сушко пригласили на сельскую свадьбу в Оренбургской области, куда надо было добираться несколько часов на машине, и всю дорогу туда и обратно водитель слушал какой-то дикий русский рэп, после чего я ещё несколько дней непроизвольно продолжал мыслить в такой ритмике. Как бы то ни было, песня показалась удачной, я спел её Гусману, и мы решили её исполнять. Проблемы было две: во-первых, в то время мы собирали новый состав, а во-вторых сложный текст было тяжело учить наизусть. В общем, по-настоящему мы взялись за эту песню только в 2015 году, когда в группе уже играли клавишница Катя Гервагина, барабанщик Саша Баранов и кларнетист Тимофей Ляховский. Потом Катя покинула группу, но успела перед этим записать партию ещё и в песне «Радуга». Сначала мы хотели на этих двух песнях построить жизнерадостный, хипповый альбом, словно продолжение «Простой музыки», но потом я начал вспоминать всякие задумчивые и даже тревожные произведения вроде «Казани». Эти песни объединяло то, что каждая (кроме «Заветного желания») подразумевала точную геолокацию. Когда я написал «Чёрные маки свободы» (к тому времени я уже второй год, как переехал в Самару), показалось, что именно эта песня станет настоящим хитом, и «Кочевник» было решено поставить в конце, закрывающей песней. Окончательно всё сложилось, когда мы решили добавить к альбому три песни Мити Лихачёва, нашего друга, сильно повлиявшего на наше творчество в самом его начале, в 1994-1996 гг. Так «Чёрные маки свободы» окончательно стали цельной историей, со своими сюжетными ходами и запоминающимися персонажами. Особенно этому способствовали песни с мощным мифологическим шлейфом — извлечённая из старых черновиков «Белая дорога», «Казань» и «Побег из Тенгри».

Песни записывались очень медленно, потому что мы не придавали большого значения этому альбому и находили занятия поважней. Постепенно были изданы «Радио Арктика», «Счастье», «Смерть как чудо», а «Чёрные маки» продолжали вызревать. Наученный предыдущими дисками, я понимал, что два десятка песен, сыгранных, как мы любим, на пределе подачи — это тяжело, и не подпустил коллег к записи нескольких наиболее лиричных песен, чтобы слушателю было на чём перевести дух. Мне хотелось не перемудрить со сложностью аранжировок, но, в то же время, сочинить яркие мелодические ходы, поэтому в этом альбоме довольно много гитар и немного меньше, чем обычно, клавишных, а во время записи «Чёрных маков свободы» мне очень вовремя попалась под руку мандолина. Работа над альбомом шла полным ходом, когда в конце 2018 года в Москву приехала участница «Происшествия» Наташа Беленькая, выступавшая с нами в девяностых годах, а теперь много лет живущая в Израиле. Буквально за одну сессию записи Наташа успела внести вклад сразу в несколько наших альбомов, в том числе и в «Маки», где она проникновенно спела две песни, а ещё в одной сыграла отличное скрипичное соло. Бэк-вокал разделили между собой Владислава Рукавишникова и Александра Тэвдой-Бурмули — это была как раз последняя Сашина работа с нами — а в «Кочевнике» засветился ещё и нижегородский музыкант, гений губной гармошки Андрей Кузечкин. Ещё нужно было как-то инсценировать шум трамвая в песне «Трамвай». Это оказалось несложно. Сразу после одной из сессий записи мы с Владой, к радости её маленького сына Тимофея, сели на трамвай до метро Тульская, записывая на диктофон все имевшиеся там звуки. На следующий день Ян перемешал несколько фрагментов этой записи, к чему оставалось только добавить голос трамвайщицы, объявляющей остановку — её роль сыграла моя школьная подруга Галина Шарова, исполнявшая подобные роли в наших ещё детских домашних записях. К тому времени я уже снова жил в Москве, и альбом доделывался в очень быстром темпе. К февралю 2020 года оставалась незаконченной только песня «Священный четверг». Переслушав несколько раз то, что мы в ней наворотили, я попросил Яна стереть всё подчистую и за одну сессию записи сыграл её заново — так она обрела свой окончательный вид.

Объявив о выпуске нового альбома, мы не предполагали две вещи: во-первых, то, что он настроен на одну волну с огромным количеством людей, особенно путешественников, а во-вторых, что буквально через неделю после его выхода мир накроет пандемия коронавируса. Как следствие, альбом попал в сеть, но никак не мог выйти на диске. Буквально первые же попытки представить новую программу вызвали столь большой энтузиазм публики, что мы поняли: нам удалось сделать нечто более народное, насущное, чем мы сами могли ожидать. Выступать в московских клубах было запрещено почти до конца августа, и мы вышли на улицу — в парки и на бульвары, собирая людей на скамейках. На одном из таких уличных концертов нам пришла в голову мысль предложить альбом компании «Отделение ВЫХОД» — у кого, как не у них самая андеграундная, «кочевая» аудитория! Переговоры с Олегом Ковригой прошли успешно, и «Происшествие» перебралось под патронат знаменитой старой фирмы, выпускавшей чуть ли не всех российских независимых музыкантов, большинство из которых мы и сами с удовольствием слушаем. Одновременно шла разработка нового оформления альбома — дизайн, сделанный для Яндекс.Музыки, был оптимален для Интернета, но не подходил для высококлассной полиграфии. Оформителей в группе, конечно, хватало — почти все наши обложки были сделаны либо мной, дизайнером, либо нашими художниками — Гусманом и Сашей Тэвдой-Бурмули. Сначала у нас не было вообще никаких идей, но потом к нашей компании присоединилась художница Мария Макарова, придумавшая хлёсткий, яркий образ — почерневшие цветы, перетянутые верёвкой-проволокой, со стебельков которых стекают капли крови. Это было немного пафосно, но ярко, и послужило отличной точкой отсчёта. Правда, на конверте оставалось ещё много свободного места — и тут я вспомнил о древних алтайских петроглифах, оставленных кочевыми народами, предками современных тюрок. Так на обложку попали тёмно-бордовые олени и охотники с луками. В общем-то, мы сейчас сами, еле сдерживая нетерпение, ждём, когда эта красота приедет к нам с производства. И я уверен, что 4 ноября мы сыграем классный концерт, посвящённый нашему альбому!

Все песни написаны Алексеем Караковским, кроме 9, 11, 16 (слова и музыка Дмитрия Лихачёва, группа «Шпиль») и 20 (слова и музыка Виктора Турчанина, группа «Алоэ»)

Алексей Караковский – гитара, вокал, клавишные (1, 4, 7, 10, 12, 17, 19, 20), губная гармошка (2, 3), мандолина (1)
Михаил Гусев – бас, вокал (2, 5, 11);
Тимофей Ляховский – флейта (5, 13, 17, 19-21), кларнет (1, 5, 9, 11, 13, 14, ), баян (16), вокал (17);
Александр Баранов – ударные;
Наталия Беленькая – вокал (7, 19), скрипка (19);
Александра Тэвдой-Бурмули – бэк-вокал (1, 17, 20);
Владислава Рукавишникова – бэк-вокал (2, 9);
Катерина Гервагина – клавишные (2, 21),
Андрей Кузечкин — губная гармошка (21),
Арина Филипенкова – флейта (15);
Галина Шарова – объявление в трамвае (9),
Янис Сурвило – запись, сведение.

https://music.yandex.ru/album/10342854

https://vk.com/music/playlist/-8697592_84320407

Рубрики

Архив

Айгель Гайсина (3) Александр Головчанский (2) Александр Кравненко (6) Александр Логунов (6) Александр Непомнящий (1) Александр Щербина (1) Александра Караковская (17) Александра Ластоверова (29) Александра Неронова (4) Алексей Еремеев (3) Алексей Кудрявый (2) Алексей Патенков (5) Алиса Белова (2) Андрей Кузечкин (7) Андрей Мансветов (1) Андрей Неганов (4) Андрей Рогаткин (1) Анна Филатова (2) Антон Бахарев (1) Арнольд Гискин (1) Борис Чистый (2) Вадим Демарчук (3) Валентин Спирин (11) Варвара Чайка (1) Василий Алексеев (5) Василий Егоров (2) Василий Паллак (1) Василий Шумов (4) Веня Дркин (1) Вероника Вайнштейн (7) Веста Липатова (13) Ветра (2) Влада Рукавишникова (84) Владимир Белканов (1) Владимир Гочуа (1) Владимир Елизаров (1) Владимир Караковский (3) Владимир Навроцкий (1) Гоша Куценко (1) Григорий Маркин (1) Данила Телегин (1) Джефф Пойстер (1) Дина Данилевская (1) Дмитрий Лысков (1) Дмитрий Пальмин (1) Дмитрий Пономарёв (3) Дэн Назгул (1) Дюша Айвенго (1) Евгений Аникин (4) Евгений Макаренков (1) Екатерина Артемьева (1) Екатерина Ачилова (2) Екатерина Гопенко (2) Елена Сурина (2) Женя Любич (1) Игорь Белый (2) Игорь Феофанов (2) Инга Башкирова (1) Ирина Верченова (6) Ирина Искра Курганова (15) Йолли Сахно (1) Канцлер Ги (2) Катя Кушнер (1) Константин Даин (1) Константин Морев (1) Корнелия (1) Леона (1) Любовь Глотова (1) Людмила Мешкова (8) Людмила Смирнова (12) Макс Гурин (7) Макс Орех (6) Марина Барешенкова (1) Марина Эммет (3) Мария Розанова (1) Мария Смирнова (3) Михаил Ахромеев (2) Ната Котовская (12) Николай Грунин (1) Оксо (2) Олег Аронов (3) Ольга Арефьева (1) Ольга Ступина (1) Павел Быков (5) Павел Федосов (1) Павел Яковлев (2) Пётр Акимов (1) Рада Анчевская (1) Роман Дёмин (3) Роман Прокофьев (1) Роман Холодов (3) Ростислав Звездин (1) Ростислав Чебыкин (12) Сарра Атэх (2) Светлана Воронцова (3) Светлана Фёдорова (3) Семён Ильягуев (1) Сергей Калугин (1) Сергей Краснопольский (2) Сергей Мэо (4) Сергей Ситников (1) Сергей Студилов (2) Сергей Тихонов (7) Татьяна Морозова (2) Тикки Шельен (1) Фиона (24) Хасиза Ив Хэилд (2) Хельга Патаки (2) Шамиль Абряров (1) Юлия Теуникова (10) Юлия Тузова (4) Юрий Бабединов (10)
Doolin House (7) Grand Bourbon (2) Locus Solus (1) O'Connells (8) Old Town Bar (5) Quokka bar (1) Trigger Bar (1) Zombie Bar (11) Арт-Изба (5) Арт-кладовка (2) Артэриа (3) Археология (41) Африка (1) Белый пёс (3) Библиотека Волошина (1) Бульдог-бар (2) Время чудес (1) Гиперион (7) Гластонбери (3) ДК Магистраль (1) ДК Прогресс (4) ДК Строитель (1) Дождь-мажор (1) Дом Культуры (4) Запасник (2) Золберг (1) Камчатка (2) Кандинский (16) Квартирники у Добрера (3) Квартирники у Затворника (1) Квартирники у Урюпина (6) Кирпич (5) Китайский лётчик Джао Да (1) Клуб имени Джерри Рубина (8) КЦ Салют (3) Лиса и гусь (1) Лысый лось (1) Массолит (17) Медвелось (2) Музей Маяковского (1) Один день (1) Особняк Носова (1) Подвал (6) Припрыжка (1) ПушкарёвЪ (1) Разгрузка (1) Самарский литературный музей (2) Самарский рок-клуб (2) Сахаровский центр (5) Сквозняк (1) Сундук (3) ТеНер (3) Уzдечка (1) Хьюстон (1) ЦДЛ (2) Центр своевременного искусства (3) Центральный дом архитектора (1) Чайковский (1) Чердачок (1) Шагал (1) Шоколадная фабрика (7)